Смерть в сновидении — это серьезный указатель на то, что рост и перемены в сновидце столь серьёзны, что только «смерть» старого «я» (или части «я») является подходящим символом для того процесса перемен, который происходит со сновидцем.
Образ и переживание смерти в сновидческой реальности — это наиболее частая и надежная метафора основательного внутреннего роста и перемен, предлагаемая коллективным бессознательным. Как правило, данный архетипический образ функционирует следующим образом: если «Я» действительно готово к росту и развитию, тогда вся моя жизненная энергия должна быть забрана у моего текущего «Я» и предоставлена новому «Я», и потому «смерть» является наиболее подходящим символом для этого процесса перевода жизненной энергии из старого «Я» в новое.
Это означает, что образы и переживания «смерти» и «самоубийства» в сновидческой реальности имеют дополнительное значение. Метафоры «смерти» и «самоубийства» в сновидениях обычно служат символическим представлением тех проблем роста и развития, которые могут быть разрешены только сознательным выбором. Множество перемен происходит со временем независимо от отношения «Я» к ним. Но есть тип перемен, которые могут произойти только в том случае, если «Я» сознательно приложит к этому усилия, и именно такой тип перемен обычно в сновидениях переживается в метафорах «смерти» и «самоубийства».
К примеру, сновидения о «самоубийстве» является одним из наиболее позитивных сновидений для человека в процессе реабилитации от зависимого поведения, потому что подобное сновидение практически всегда означает, что в этот раз сознательная деятельность для преодоления зависимости будет успешной. «Зависимый» выбирает символически «совершить самоубийство» за тем, чтобы личность свободная от зависимости могла вступить в жизнь.
Суицидальные мысли, возникающие в бодрствующем уме, значат тоже самое. Они являются примером «сновидения наяву». Нежеланные мысли о самоубийстве являются примерами все той же архетипической метафоры сновидений — о том, что человек встретился с необходимостью столь радикальных перемен в его/её жизни, то только «смерть» «старого Я» является наиболее подходящий символическим отображением тех перемен «Я», которые последуют за сознательным выбором.
Тут стоит вспомнить слова юнгианского аналитика Роберта Джонсон, которые он говорил людям с суицидальными мыслями: «Во всех смыслах, убейте себя… Но не причиняйте вред своему телу!»
Слишком часто люди понимают подобные повторяющиеся суицидальные мысли буквально, когда, в действительности, они являются лишь «сновидением наяву». Нежеланные мысли и тревожные ощущения фрустрации и безнадеги — это ясные индикаторы того, что человек находится перед настолько глубокой личностной (эмоциональной, психологической, духовной) трансформацией, что его/её текущее «Я» (которое ощущает боль и опасность) исчезнет. Но для «естественного» течения подобного процесса необходимо, чтобы человек решился на уход из своей старой жизни и направился в сторону пугающих вызовов новой жизни, которая внутри него настойчиво требует своего рождения.
Люди, которые столкнулись с подобными «суицидальными» мыслями и ощущениями, переживают внутреннее побуждение к выбору нового пути бытия в мире. Ошибочный буквализм оказывается серьезной трагедия, когда речь идет о суицидальных мыслях и ощущениях. Во всех смыслах, «убейте себя»… Но не причиняйте вред своему телу!
Источник:
Джереми Тейлор (Jeremy Taylor)
Dream Work