С точки зрения эзотерики, человек приходит в этот мир, нагруженный «багажом» кармы и свободы выбора. В равных соотношениях, приблизительно поровну. Так задумал Всевышний. Будучи эзотериком, я подтверждаю это, мои источники информации говорят мне о том же. Давайте же примем это как факт и рассмотрим следствия этого Божественного замысла, цель которого я, в меру своих скромных сил, попытаюсь истолковать ниже.
Как известно, не только эзотерикам, но и ученым, исповедующим классические взгляды на на науку, описывающую Мироздание, наш мир подвержен полярностям: Инь-Янь, тепло-холод, плюс-минус, добро-зло, и.т.д. Карму и свободу воли тоже можно рассматривать как полярности: карма — это то, что предопределено любому человеку в каждом его воплощении, это люди, стечение обстоятельств, жизненные перипетии, и.т.д., с которыми ему поневоле придется иметь дело.
Это некий абсолют, от которого человеку никуда не деться. В противоположность карме, свобода выбора — это то, что человек волен делать или не делать, это то, что определяется его желаниями и фантазиями, и никоим образом жестко не детерминировано. То есть, не предопределен не замысел, не обязательность выполнения или не выполнения последнего. Почему я так подробно описываю разницу между кармой и свободой выбора — потому что хочу подчеркнуть принципиальную противоположность между этими понятиями.
Давайте же рассмотрим человеческую жизнь с точки зрения универсального закона единства и борьбы противоположностей: кармы и свободы выбора. Начнем с каждого из этих понятий, затем перейдем к их противоположности и единству.
Карма и кармические уроки
Предположим, что в жизни человека была бы только карма. Не лишне напомнить, что кармические уроки — это уроки духовные, и основная цель многочисленных инкарнаций человека это духовное совершенствование. Это воля Всевышнего. Но человека, живущего только кармическими уроками, с некоторой натяжкой, можно было бы назвать узником тюрьмы, вынужденным реагировать в определенном диапазоне поведенческих реакций на указания надзирателя и начальства тюрьмы, с целью получить минимум наказаний и поскорее выйти на свободу. Разумеется, я сильно утрирую. Кармические уроки отнюдь не так примитивны по сути своей, они многовариантны и последующие сильно зависят от результатов прохождения предыдущих. Да и проходить их человек может многими способами, зачастую они приносят горе, боль, страдания. Но целью моей является донесение до читателя некоей общей сути, схемы поведения человека, а это неизбежно ведет к упрощению повествования, да простит меня за это читатель.
Итак, предположим, живет человек только отработкой своих кармических уроков. Это, с большой натяжкой можно сказать, достаточно удобно. Какие-то уроки проходит, какие-то нет, всё, в глобальном плане предопределено, жизнь проходит по определенному заранее расписанию. Но почему же тогда Ева сорвала запретный плод и была изгнана из рая? Чего ей не хватало? Чего ей недоставало в раю?
Вот тут я хочу высказать ортодоксальный взгляд на эту библейскую историю: несмотря на то, что Рай давал Адаму и Еве всё необходимое для жизни, останься они в Раю, жизнь их потекла бы по сценарию, аналогичному жизни большинства супружеских пар. А именно, у них бы появились дети, а детей, как известно, нужно воспитывать. И воспитание было бы для них набором духовных уроков, таких как, например, уроков любви и самоотдачи. В дальнейшем последовали бы и другие уроки. То есть библейский Рай я рассматриваю как идеальное место для духовного совершенствования. А вот плоды дерева познания Добра и Зла для меня являются символом возможности совершения поступков добрых или злых, но не вписывающихся в изначальную схему жития в Раю. И Создатель умышленно поместил это дерево в Рай, чтобы предоставить своим чадам совершить первый в их жизни свободный выбор.
Но зачем Ему предоставлять своим детям свободный выбор? Да еще и подсылать Змея — Искусителя, который является ничем иным, как вложенной в человеческую суть Им самим неосознанную тягу к свободе выбора? А затем, что является Он, судя по-всему, Вселенского масштаба экспериментатором. Он хочет, чтобы его творения развивались, причем развивались не только в указанном им направлении (в соответствии с кармическими уроками духовного совершенствования), но и в соответствии с собственными замыслами. Как можно охарактеризовать эти замыслы?
С моей точки зрения, эти замыслы несут в себе божественную искру бунтарства, сопротивление предопределенности, способность совершить неожиданное, пусть даже необдуманное, пусть даже вопреки всем и всему! Ему интересно это саморазвитие человека, более того, Он сам развивается вместе с этим человеческим саморазвитием. А саморазвитие это, как показано выше, является прямым следствием наличия свободы воли. Вот и получается, что жить одними кармическими уроками, наверное, возможно (кстати, часть людей старается так и жить), да только сам Творец толкает нас срывать запретные плоды, воплощать в жизнь неизвестно откуда взявшиеся желания и замыслы. Похоже на правду, читатель?
Свобода воли
Предположим, человек живет только ей. Тут всё становится куда более запутанным или наоборот. Это как посмотреть. Можно делать всё, что заблагорассудится, что называется, «отвязываться» по полной. Но согласно данному выше определению божественной искры, против чего бунтовать, какой предопределенности сопротивляться? Уроки проходить не надо, целей, поставленных душой в данном воплощении нет. И что будет делать человек? Сложно сказать, но глядя на людей, не особенно отягощенных кармой, я смею предположить, что, с большой степенью вероятности, начнет человек прожигать свою жизнь, полностью отдавшись удовлетворению своих плотских потребностей, вложенных в него тем же хитроумным Творцом. Конечно, не каждый человек, но, как мне видится, большинство. И превратится человек в массе своей в жрущую и совокупляющуюся толпу, ищущую способы как бы еще по разнообразней и изощрённей удовлетворить свои физиологические потребности. Казалось бы: ты художник, вот тебе полотно и кисть. Полотно — это твоя жизнь, кисть — это твоя свобода воли. Рисуй свою жизнь так, как тебе заблагорассудится. Всё в твоих руках! Да вот картинка вышла бы, боюсь, не очень благовидной…
Вот и получается, что совершенствоваться духовно, практически, невозможно без того, чтобы вдруг не послать всё к чертям собачьим, не совершить вдруг нечто, чего совершенно от себя не ожидал. Ведь этого, как я предположил выше, ждет от нас Господь! А рисовать свою жизнь в соответствии со своими замыслами так, чтобы получилась чудесная, выдуманная тобой, ни на что не похожая картина, невозможно без страданий, огорчений, осознания того, что без любви, сострадания, милосердия человек не будет созданием Божьим. Ведь именно в этом заключается заложенное в человеке Господом стремление к духовному совершенствованию…
Карма и свобода воли
Единые в своей противоположности части человеческой сути, заложенные в неё Господом. Вот и живем мы, зачастую раздираемые этими едиными в своей противоположностями частями самого себя… Как жить, как соединить воедино эти части себя? Каждый пытается делать это по своему. Кто-то сознательно, кто-то не осознавая этого. Многие не справляются и судьба их довольно плачевна… Но, как мне кажется, всё происходящее в нашей жизни надо рассматривать именно с точки зрения единства и борьбы этих противоположностей, заложенных в нас Творцом, во всяком случае, хотя бы почувствовать их в себе и вывести из области чувственной в область сознательную. Если человеку удается взглянуть на свою жизнь именно с такой точки зрения, то жизнь его кардинально меняется. Поверьте мне, я в данный момент сам прохожу через это!
Скажу прямо, в моём случае есть серьезное отягощающее обстоятельство: моя карма сильно отягощена тревогой и многочисленными страхами. Это несколько выделяет меня из общей массы людей, отсюда такой пафосный, отчасти даже истеричный характер повествования, но смысла вышенаписанного это не меняет.
Всевышний любит нас, своих детей и желает нам только добра! От всей души желаю Вам стать замечательным творцом, художником своей жизни, полностью вписав в неё сей противоречивый, но гениальный в своей простоте Его замысел!