Религия и религиозность в России

Несмотря на прошедшие с момента легализации религии в СССР 20 с лишним лет, процесс воцерковления жителей России продвигается черепашьим темпом. Большой процент опрошенных даже не верят в Бога или верят в некую высшую силу, при этом называя себя православными. Люди не прониклись религиозностью, в большинстве своем не знают даже основ вероучения. Таков общий вывод по результатам исследования «Религия и религиозность в России», проведенного Левада-Центром в феврале нынешнего года и представленного широкой публике 25 июня на конференции социологов религии в Берлине. Всего были опрошены 1600 человек, представляющих собой точную модель населения России в миниатюре. Заказчиком исследования выступила католическая организация «Реновабис».

В целом результаты опроса могут развеять многолетние опасения руководства Русской Православной Церкви — 72,6% опрошенных назвали себя православными, атеистами обозначили себя лишь 7,3%. К какой-либо другой ветви христианства (в том числе к католицизму) причислили себя всего 1,2%, к исламу, буддизму и иудаизму — 6,3% участников исследования.

Однако не все так радужно для РПЦ, если присмотреться к ответам на основополагающие вопросы. Оказывается, лишь 42% православных безоговорочно верят в Бога. Остальные либо сомневаются в его существовании, либо признают некую высшую силу. У 12% православных дети не крещены. Лишь 3% ходят в Церковь каждую неделю или чаще, 55% — от одного до нескольких раз в год, прежде всего по особым праздникам, никогда не ходят — 12%. Средняя длительность молитвы — восемь минут, в то время как предусмотренная Церковью молитва не может занимать менее 20 минут.

«Примечательным является тот факт, что, несмотря на знание и одобрение религиозных норм, таких как пост, молитва, исповедь, люди не собираются им следовать, даже считая себя православными», — говорит Наталья Зоркая из Левада-Центра. Так, 73% православных никогда не постятся, а 77% опрошенных едят мясо даже в Страстную пятницу, зная о его недозволенности.

Есть и другие интересные моменты. Так, местный архиерей пользуется, как правило, большим авторитетом даже у тех опрошенных, что обращались к нему, но не получили не только помощи, но и простого ответа.

«Православие в современной России — этнический, а не религиозный признак, — утверждает социолог Зоркая. — «Я русский, а значит, православный» — вот основная мысль».

Проведенное исследование, по сути, подводит итоги патриаршего служения Алексия II и дает понимание того, на что должен направить свои силы новый Патриарх. Такое мнение выразил заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ игумен Филипп (Симонов), принимавший участие в подготовке вопросов для исследования и проанализировавший его результаты. Основной упор, по его мнению, следует сделать на качественное образование духовных лиц. Впрочем, не стоит забывать и о просвещении прихожан. «Люди приносят к нам в Церковь свои суеверия и пытаются сделать их частью церковной жизни», — возмущается клирик.

Тот факт, что исследование было проведено по заказу католиков, особой радости игумену Филиппу как представителю РПЦ не доставляет. «Однако в первую очередь оно полезно именно Русской Православной Церкви, которая должна сделать выводы из его результатов», — говорит игумен, активно работающий в миру.

Представитель организации «Реновабис» Кристоф Дам знает об упреках в чрезмерной активности католиков на канонической территории РПЦ, однако отвергает все подозрения в использовании результатов исследования в целях обращения в католичество. «Нам это интересно в качестве наблюдения за процессом восстановления религиозности в Восточной Европе, не более того», — утверждает Дам.

Ознакомиться с полными результатами исследования можно будет в июльском номере журнала Osteuropa Немецкого общества исследований Восточной Европы.

Автор: Игорь Коновалов

Источник:
Религия и СМИ

.