Работа телекоммуникационных операторов невозможна без особой бухгалтерской системы, позволяющей быстро, корректно и в автоматическом режиме пересчитывать и обновлять информацию о состоянии абонентских счетов.
Сама система биллинга – это специальное программное и аппаратное обеспечение, хранящее информацию о каждом клиенте и тарифах, рассчитывающее стоимость услуг для абонентов и производящее операции по взаиморасчетам с агентами, предоставляющими услуги самому оператору.
Любой бизнес, обслуживающий потоки потребителей, в первую очередь, озабочен сохранением и приумножением своей клиентской базы. Ведь это прямая дорога к собственному процветанию. Наиболее полное изучение, учет и удовлетворение специфических потребностей клиентов и оптимизацию начисления и получения от них дохода обеспечивает современный биллинг. Биллинговая система – это единая программная платформа для поддержания в актуальном состоянии данных обо всех аспектах взаимодействия между оператором и абонентами. Применение биллинга не ограничивается, как принято думать, телекоммуникациями. Это и коммунальные услуги, грузоперевозки, недвижимость, все виды аренды, социальные службы и т.д. В странах с развитой системой страхования в области медицины — контроль за оплатой услуг больниц.
Английское слово «bill» можно перевести как «счет» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета». Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых; цикл выполняемых ими операций именуется биллингом.