Практичность йоги питания

Преимущество йоги питания заключается не в ограничениях, а в возможности свободно наслаждаться едой и радоваться этому. Тем не менее, описанный мной практический метод может показаться трудновыполнимой крайностью. В конце концов, мы общаемся преимущественно во время застолий. Кто же согласится весь обед провести в молчании? Зачем нужна йога, которая лишает процесс питания всей прелести?

Практичность йоги питания

Прежде чем я отвечу на этот вопрос, разрешите спросить: почему трапезы служат нам возможностью пообщаться — например, на свидании? Во-первых, потому, что в отсутствие таких отвлекающих факторов, как еда, зрелища, деятельность или хотя бы чашка чаю, общение приобретает неприятную насыщенность. По-настоящему сближает дружеское молчание или совместная творческая деятельность, но это сближение пугает и вызывает неуютные ощущения. Вот мы и пользуемся различными средствами, чтобы отдалить это сближение на расстояние вытянутой руки: ведем бессодержательные беседы, отводим глаза, превращаем лица в застывшие маски, обмениваемся неискренними репликами и шутками, меняем темы разговоров, прихлебываем чай… или жуем. Еда помогает нам держать комфортную дистанцию. Как только нам становится неловко, мы ищем спасения в еде. Более того, процесс поглощения еды и связанное с ним чувственное восприятие притупляют ощущение близости другого человека.

Разумеется, можно по крайней мере часть внимания уделять еде, но тогда ни еда, ни разговор не будут по-настоящему вдумчивыми. Прошу, объясните мне: что хорошего в ужине с обилием еды и разговоров, после которого, однако, остается ощущение, что не насытился ни тем, ни другим? Для меня такая трапеза — просто баловство. Зачастую в памяти не задерживаются ни темы разговоров, ни вкусы блюд. Иногда, даже трудно вспомнить, какие блюда нам подавали.
Следовательно, чтобы строго придерживаться принципов йоги питания, ешьте, когда едите, и говорите, когда разговариваете. Только когда вы полностью сосредоточены на еде, организм воспринимает и усваивает ее изысканную пищевую энергию. А что касается разговоров, лучшие собеседники — те, кто слушает внимательно, ни на что не отвлекаясь.

Скорее всего, вы уже готовы зашвырнуть эту книгу в ближайшее мусорное ведро, ведь только монахам удобно и в принципе простительно поглощать еду в полном молчании. И действительно, следование всем правилам йоги питания подразумевает почти монашеский образ жизни. Неслучайно во многих монастырях различных орденов трапеза совершалась в тишине. Неслучайно лишь отшельники и йоги в пещерах придерживались рациона, состоящего исключительно из воды, воздуха или полного отсутствия чего бы то ни было. В своем чистом виде йога питания абсолютно несовместима с жизнью в современном рыночном обществе. Невозможно радикально изменить столь важную сторону жизни, не меняя все остальное. Только представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы наотрез отказывались вмешиваться в процесс выбора пищи организмом и вкушали эту пищу в полной тишине!

Так же обстоит дело с любой духовной практикой. Предельная честность, стремление узреть Бога повсюду и во всем, чтение мантр… Если вы не готовы раз и навсегда до неузнаваемости изменить свою жизнь, лучше вводить эти изменения постепенно. Когда духовная практика не вписывается в привычный вам образ жизни, она создает напряжение, которое исчезает, только если отказаться либо от практики, либо от прежнего образа жизни.

Если вы не ставите перед собой столь радикальные цели, если вы просто хотите укрепить здоровье, питаться вдумчиво и с наслаждением, вам незачем во время каждой трапезы хранить упорное молчание. Придерживаться такого подхода я рекомендую большинству читателей — за исключением тех, кто живет в монастыре или обители отшельника.

Не будем упускать из виду и основную мотивацию. Цель йоги питания — привнести в нашу жизнь радость и удовольствие. Разумеется, еда — ценный источник удовольствия, но кроме нее есть и другие. К примеру, искрометная беседа не только доставляет радость, но и является формой искусства. Если застольная беседа интересует вас больше, чем еда, тогда, безусловно, все внимание следует уделить первой. Не превращайте йогу питания в повинность и средство дисциплины. Она предназначена для того, чтобы радовать вас, вот и все. При этом мы исходим из той предпосылки, что мир по своей природе изобилен и что нас окружают его блага.

Три раза в день нас ждет удовольствие, которое дарует еда. И это происходит каждый день. От нас требуется лишь признать этот факт. То же самое справедливо для удовольствия, которое доставляет естественное дыхание, вид цветка, дерева или человеческого лица, дружеская улыбка или просто то, что мы живем. Все эти радости ваши, берите и владейте! Жизнь по умолчанию представляет собой череду радостей, от которых мы отстраняемся лишь временно — конечно, если не отталкиваем их сами. Перестаньте лишать себя жизненных благ, и вместе с радостью придет умиротворение. Следовательно, принципы йоги питания практичны! Это же ясно как день.

Если вы сочли, что поглощение пищи в задумчивом молчании не для вас (и не для меня!), тогда видоизмените принципы йоги питания так, чтобы они не вступали в конфликт с прочими радостями вашей жизни. Даже частичное соблюдение определенных правил может дать значительный эффект. Вот что можно предпринять, чтобы воспользоваться преимуществами йоги питания в нормальной семейной жизни:
• Замедлить темп поглощения еды. Даже если вы радуетесь приятному времяпрепровождению и беседе, уделите толику внимания каждому пережевываемому куску, проглотите его и лишь потом положите в рот следующий.
• Перед каждой трапезой помолчите немножко или произнесите бла-годарственную молитву. Это очень эффективная практика, а занимает она меньше одной минуты.
• Один раз в день, например за завтраком, принимайте пищу молча, не отвлекаясь на газеты или телевизор. Посвятите завтрак исключительно еде. А если и это вам слишком трудно, уделите только еде пять минут завтрака.
• Во время каждого приема пищи уделяйте всю полноту внимания первому куску каждого блюда.
• Во время затишья в разговоре или когда собеседник увлечен темой, которая вам не интересна, воспользуйтесь случаем, чтобы терпеливо смаковать каждый положенный в рот кусок.

Для большинства людей прием пищи — один из главных поводов собраться вместе, поэтому молчание в таких случаях неприемлемо. В сущности, увлекательную беседу вполне можно сочетать со смакованием вкусной еды, если постараться не спешить. Во многих странах мира трапезы продолжаются по нескольку часов не только в особых случаях. Если антракты между блюдами достаточно продолжительны, а после завершения трапезы собеседники не сразу встают из-за стола, разговор и прием пищи незачем втискивать в жесткие временные рамки, позволяющие лишь мельком приобщиться и к тому, и к другому.

Вот что отрадно: попрактиковавшись во вдумчивом питании всего один день или даже меньше, мы приобретаем быстро укореняющуюся привычку тщательно пережевывать еду и усваивать питательные вещества. Процесс питания становится настолько приятным, что манит нас, несмотря на беседы и прочие отвлекающие факторы. Обостренное восприятие во время еды нам возвращает не сила воли, а удовольствие, вызванное ощущениями, которые затмевают притягательность разговоров и всего прочего. Если медитация привносит умиротворенность и вдумчивость во все сферы жизни, то и внимательное питание пронизывает каждый прием пищи и сказывается на нашем отношении к еде.

Проводя семинары по йоге питания и выслушивая рассказы о попытках вдумчиво питаться, я замечаю, что чаще всего мне жалуются на нехватку времени, особенно студенты колледжей. Многим людям, вынужденным мириться с тяготами нынешнего напряженного образа жизни, совершенно ясно, что жизнь выбьется из привычного русла, если каждый день посвящать лишний час или два вдумчивому приготовлению и поглощению пищи. Если для вас «практичность» — это возможность обойтись без радикальных изменений и втиснуть нечто новое в привычные жизненные рамки, тогда йоге питания практичность чужда. В ней нет кратчайших расстояний. Как указывал Чжуан-цзы, «я слыхивал о полетах на крыльях, но о полетах без крыльев не слышал ни разу». Даже такое незначительное изменение, как тихая минутка перед началом трапезы, способно преобразить всю вашу жизнь и повлечь за собой вереницу непредсказуемых перемен.

Научитесь не доверять диетам, которые обещают изменения без изменений. Смена марок, таблеток или добавок вряд ли приведет к подлинному улучшению здоровья. Это становится совершенно ясно, если вспомнить мои недавние рассуждения о связи между питанием и образом существования в мире. Значительные изменения в привычках, связанных с питанием и порожденных необходимостью, сопровождаются изменениями в образе жизни, и механизм этих изменений не обязательно отличается таинственностью. Если вам не остается ничего другого, хотя бы просто наслаждайтесь едой, не торопясь и уделяя ей максимум внимания.

Давайте разберемся, что на самом деле означают слова «я слишком занят, чтобы готовить вкусную еду и смаковать ее». Смысл в том, что вы предпочитаете тратить свое время на другие занятия. Многие считают этот выбор вынужденным и стремятся освободиться от обязательств, заставляющих нас переходить от одного неотложного дела к другому, а при случае выполнять несколько дел одновременно. Задавая знакомым вопрос «как дела?», в последнее время я чаще всего слышу слово «занят», произнесенное не самым радостным тоном. Не только студентов колледжей угнетает жизнь в современном обществе, больше похожая на беговой тренажер, скорость движения которого возрастает: встать, накормить детей завтраком и одновременно собраться на работу, отвезти детей в сад или в школу, отработать восемь часов, а то и больше, по пути домой заехать за покупками и по другим делам, отвезти детей на внешкольные занятия, приготовить ужин, вечером помочь детям сделать уроки, в изнеможении плюхнуться перед телевизором… Детали варьируются, но суть от этого не меняется и вызывает гнетущие чувства. Ощущение занятости можно описать тремя словами: «Не хватает времени».

И какова же альтернатива? Не быть занятым, то есть жить по принципу «на что хочу, на то и найду время». Жизнь по-прежнему будет насыщенной, но отношение к ней изменится, исчезнет ощущение «обязаловки». Занятому человеку каждый его поступок нередко кажется вынужденным, каждое действие — обязательным, у него не остается времени для себя, ему некогда творить и радоваться. Как правило, людям, которым свойствен менталитет занятости, присуще и убеждение, что на еду и наслаждение ею нет времени.

Для осознания глубинного смысла занятости полезна духовная практика, которую я считаю на редкость эффективной. Просто решите не быть занятым человеком. Заявите самому себе: «Мне хватает времени». И сразу пройдите маленький тест на смелость. Например, представьте, что к вам в кабинет заходит посетитель, а вы как раз заняты неким делом. Вместо того чтобы размышлять: «Есть ли у меня время беседовать с этим человеком?», задайтесь вопросом: «А хочу ли я с ним беседовать?» Ответить на него нелегко: вы Ведь помните о сроках и напряжении. Это не выдумки.

Следуя предлагаемым принципам, вы рискуете лишиться работы. Будете или часто опаздывать, или не являться на работу вовсе. Жизнь превратится в непрерывный выбор «чем бы я хотел сейчас заняться?» вместо привычного «так, что я теперь должен сделать?». Эта практика дает нам возможность осознать свою силу. Для нее нужно твердо поверить в себя. Все ли будет в порядке, если я прямо сейчас уйду отсюда и отправлюсь на прогулку, уеду домой и испеку торт ко дню рождения? Все ли кончится благополучно? Успею ли я уложиться в сроки? Выполню ли свои служебные обязанности? Вера нужна, потому что далеко не все может кончиться благополучно — с точки зрения приоритетов, типичных для вашего образа жизни. Иметь веру — значит помнить, что с точки зрения высших ценностей все будет хорошо.

Насколько широко практиковать йогу питания — решать вам. Все зависит от того, сколько изменений вы готовы внедрить в свою жизнь. Если вы страдаете дегенеративным заболеванием, то наверняка согласитесь на всеобъемлющие изменения. Если вы абсолютно довольны своим физическим и духовным здоровьем или не хотите отказываться от отвлекающих факторов и развлечений, которыми сопровождаются ваши трапезы, тогда вы бы бросили эту книгу гораздо раньше. Но помните: даже самые кардинальные изменения не происходят сразу.

Не забывайте также, что удовольствие питаться — ценный дар, однако не единственная радость в жизни. И кроме того, идеальное здоровье — не самоцель. В некоторой степени йога питания может конфликтовать с другими духовными ценностями. К примеру, мне и в голову не пришло бы призывать детей к молчанию во время наших семейных трапез. Я не стал бы настаивать на том, чтобы вся семья питалась той же едой, которой жаждет мой организм. Гармония в семье порой требует компромиссов, любви и умения идти на уступки. Организм силен, мир благодатен. Оба способны прощать одну ошибку за другой и терпеливо ждать, когда наступит момент исцеления.

Отрывок из книги
Айзенстайн Чарльз «Йога и питание»
Издательство «София»

.