По дороге домой после работы Станислав, проезжая вдоль леса, решил остановиться и пройтись. Был летний, теплый вечер и отказать себе в такой возможности он не хотел.
Пройдя в глубину леса, он заметил муравейник. Остановившись, Станислав задумался о том, как устроена система взаимодействий среди муравьёв? Присев на поваленное дерево, которое было рядом, он стал вспоминать функции, которые выполняет в своем «доме» каждый муравей.
Среди них есть матка, которая управляет, рабочие муравьи, муравьи-няньки, охранники, строители, разведчики. Каждый занимается тем делом, которое начал выполнять с самого начала своего существования. Насколько он помнил, если муравей не справлялся со своими обязанностями, сородичи его убивали. Таким образом, поддерживалась система жизнеспособности муравейника.
«Похоже, муравьи не задумываются, – продолжал размышлять Станислав, – почему они занимают именно это место в своем «доме»?
Вот я, например, в своей семье какое место занимаю? Для чего я рожден? Мама говорила, что так с отцом захотели. Была дочка, захотели еще одного ребенка, и вот я появился на свет. Я так и не понял: зачем меня родили?
Сейчас занимаюсь своим делом, зарабатываю себе и своей семье на жизнь. Я нашел то место в социуме, которое желал, и обустроил его себе, получая то, что хочу.
Интересно, это моя воля выбора или же дела обстоят как в муравейнике? Это место было предопределено мне? Нет, мне нравится то, чем я занимаюсь, и другое я делать не хочу. Или это я так считаю, обманывая себя в том, что выбрал это место сам?
Ведь все бизнесменами быть не могут. Тогда кто будет обеспечивать бизнес? Кто будет в нем работать? Если каждый станет президентом, какой страной и кем управлять? Страной президентов? Или общество из академиков. Весело получилось бы. Какому-то академику пришлось бы идти на поля, а другому на завод к станку, третьему ассенизатором становиться. Иначе общество вымрет.
Тогда, чтобы поддерживать жизнь самого социума, человек занимает то место, которое будет сулить выживание всему виду. Кто-то может быть лидером страны, и он вполне устойчив в этом положении, кто-то – владеть своей компанией, а кто-то –работать в этой компании и так далее.
Но остается вопрос: это осознанный выбор или псевдо-осознанный? Человек, занимающий определенную позицию, делает это по своему желанию или он там с целью сохранить баланс в системе, выдавая это за собственное стремление? Насколько моя жизнь принадлежит мне? И что делать с лояльностью по отношению к разным видам деятельности, которыми занимаются люди?
Вряд ли найдется желающий согласиться с тем, что он заблуждается относительно своей свободы выбора, что все его действия являются только представлением о его воле, а вся его жизнь предназначена для сохранения того общества, в котором он находится.
Я уж точно не хочу считать себя безвольным. Это страшно. Я думаю, что владею своей жизнью, совершая осознанные действия, которые в итоге оказываются продуктом живой системы.
Да, что-то я увлекся, уже смеркается, пора домой».
Посмотрев на муравейник, Станислав поднялся и пошел в сторону дороги, где оставил машину. Ему не давали покоя эти размышления. У него появилось желание с кем-то поделиться своими соображениями по этому поводу. Но с кем, он пока не находил…
Автор:
Дмитрий Леннгрен