вы полетели на небеса и там сорвали прекрасный неземной цветок,
а когда проснулись, этот цветок был у вас в руке ? А, что тогда?
Сэмюэл Тейлор Колридж
В этой статье я хотел бы рассказать об известном и уважаемом во всем мире человеке, который всю свою жизнь посвятил исследованию феномена осознанных сновидений — профессоре Стивене Лаберже.
Когда в конце 70-х годов молодой энтузиаст Стивен Лаберж поставил перед собой задачу доказать реальность осознанных сновидений, то со стороны научного мира это выглядело делом совершенно безнадежным. Дело в том, что все эксперты в области сна сходились во мнении, что такое состояние невозможно, так как ставит под сомнение многие научные постулаты того времени. Однако это нисколько не смутило Стивена. Ведь он был знаком с феноменом не понаслышке или из книг, а из собственного опыта.
Но, несмотря на это, нужны были доказательства. Лаберж и его коллеги пришли к выводу, что нужно найти способ подачи сигнала прямо из состояния сна. И тут Лаберж вспомнил о крайне любопытном опыте одного из пионеров исследований сна и сновидений Уильяма Демента. Испытуемый сделал несколько десятков размеренных движений глазами влево-вправо, находясь в БДГ-фазе сна (т.н. «фаза быстрого движения глаз»). Проснувшись, он сообщил, что видел во сне игру в настольный теннис. Так родилась теория о том, что движения глазных яблок сновидящего во время быстрой фазы могут принимать положения, соответствующие сюжету сна.
Имея немалый опыт осознанных сновидений, Стивен прекрасно знал, что в теле сновидения у человека тоже есть глаза, которыми он может смотреть в любом направлении. Дело оставалось за малым — набрать группу людей, которые способны входить в осознанный сон, подключить к ним энцефалограф и получить условный сигнал, когда испытуемые будут находиться в осознанном сне.
Результаты превзошли все ожидания. Из неподтвержденной теории команде Стивена удалось развить технику подачи сигналов глазами до уверенной методологии, с существованием которой невозможно было не считаться. Научные круги вынуждены были допустить существование феномена. Метод подачи сигналов глазами показал четкое взаимодействие между сменой направления взгляда в теле сновидения и движением физических глаз под закрытыми веками.
На основании данного факта Лаберж задался вопросом: могут ли влиять наши действия во сне непосредственно на тело? И снова — ряд отчаянных экспериментов в Стенфордском институте сна. Испытуемые должны были задерживать дыхание, находясь в осознанном сновидении, а команда Стивена тщательно анализировала и фиксировала малейшие изменения в физиологических процессах испытуемых.
Это была сенсация! Оказалось, что задержка дыхания напрямую ведет к аналогичным изменениям в физиологии.
Исследователи пошли еще дальше. Известно, что при пении у людей задействуется правое полушарие, а при счете — левое. При переходе от пения к счету изменения в деятельности мозга имеют особые ритмы. В осознанном сновидении испытуемым была поставлена задача петь и сразу же считать. В бодрствующем состоянии и осознанном сновидении процессы в мозге оказались идентичны!
В ходе экспериментов подтвердилось также, что если человек в осознанном сновидении бежит, то это вызывает соответствующие процессы и изменения в его физическом теле. Этот факт дал толчок развитию важнейшего прикладного применения осознанных сновидений — самолечению. Положительно влияя на свое тело сновидения, мы можем самостоятельно лечить реальные физиологические недуги.
В ходе опытов команды Стивена Лабержа было отмечено, что сигналы, которые испытуемые подавали из сновидения, возникали всегда в период БДГ-фазы, тогда как в момент медленных фаз сна активность мозга была сведена к минимуму. До XX века ученые полагали, что сон — это просто равномерное отключение от внешнего мира, пока организм человека отдыхает. В момент работы исследовательской группы Лабержа уже был известен тот факт, что сон делится на две основных группы. Это фаза медленного сна и фаза быстрого сна. Медленная фаза сна характеризуется глубоким и медленным дыханием в совокупности с почти отсутствующей мозговой активностью. При этом в организме выделяются гормоны роста, которые стимулируют восстановительные процессы, а обмен веществ сведен к минимуму. Если разбудить человека в этот период, то он будет совершенно дезориентирован. Процесс перехода к полному бодрствованию будет протекать тяжело, с усилием.
В свою очередь, медленная фаза сна делится еще на три стадии. Первая представляет собой переходное состояние между пассивным бодрствованием и начинающимся сном. У спящего медленно вращаются глазные яблоки и присутствуют отрывочные видения, которые называются «гипнагогическими образами». Как правило, первая стадия имеет преходящий характер, и спящий почти сразу же переходит ко второй стадии медленного сна. Она представляет собой абсолютно бессознательное состояние. Мозговая активность в ней носит совершенно уникальный характер. Теоретически, спящий может наблюдать фрагментарные образы, но вряд ли их запомнит. Называется вторая стадия «Веретена сна» или «К-комплексы» и длится около тридцати минут. Затем наступает третья стадия медленной фазы сна. Она называется «Дельта-сон» и является самой глубокой стадией. Энцефалограф фиксирует ярко выраженные медленные волны, а сновидения у спящих в этот период отсутствуют.
Быстрая фаза (БДГ-фаза), на фоне которой, как выяснил Стивен Лаберж, мы и можем входить в осознанное сновидение, характеризуется в первую очередь тем фактом, что мозг расходует столько же энергии, что и в бодрствовании. Спящий видит яркие сны, а глазные яблоки в этот момент совершают быстрые движения под закрытыми веками. Дыхание в этот период сна прерывистое и частое. Тело на момент БДГ-фазы блокировано «сонным параличем», о природе которого я упоминал в предыдущих статьях.
Стивен Лаберж также изобрел специальный прибор-маску, помогающий войти в осознанное сновидение. В его основе лежит идея подачи сигналов спящему с помощью датчиков, улавливающих момент БДГ-фазы. Когда интенсивность движения глаз начинает соответствовать показателям, заложенным в программе прибора, спящему начинает поступать световой или/и звуковой сигнал. Не успев совсем проснуться, человек вспоминает во сне, что ждал условного сигнала от прибора и понимает, что происходящее вокруг, — сон. Осознавшись, он может делать все, что захочет в безграничном и многомерном мире осознанных сновидений, где сам является режиссером, декоратором и главным героем еще одной реальности.
В настоящее время профессор Стивен Лаберж продолжает по мере своих сил работать в Институте осознанных сновидений, который основал еще в 1987 году в Стенфорде. Вклад, который этот выдающийся ученый внес в исследование и развитие феномена, безусловно, является колоссальным. Стивен Лаберж по праву занимает одну из самых первых позиций в списке людей, посвятивших всю свою жизнь тематике осознанных сновидений.
Автор:
Олег Белевский
Тайная Доктрина