Весак (другие названия — Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) — буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма), согласно тхераваде все эти события произошли в один и тот же день года — в день майского полнолуния. Широко распространён в странах Южной Азии.
Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца — вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.
В 2016 году Весак отмечается в:
Таиланде — 20 мая.
Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Сингапуре, Непале, Индии, Китае, Малайзии, Вьетнаме — 21 мая.
Индонезии — 22 мая.
Также, 21 мая, день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни отмечается и в Калмыкии как национальный праздник.
Его Святейшество Далай-лама возжигает лампаду в главном тибетском храме в честь праздника Весак –
дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Дхарамсала, Индия. 21 мая 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В центре внимания праздника — просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия.
Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.
Источник:
Википедия
Сохраним Тибет!