Если йогин практикует садхану, особенно интенсивную, например пурашчарану (регулярное и долгое повторение мантры с последующими ритуалами очищения плодов практики и получения сиддхи), то для него всегда будет актуально знание об асане. Однако в данном случае речь идёт об асане как о месте, где и на чем йогин сидит (материал, из которого сделана асана). Также немаловажна техника (ритуал) освящения асаны (места).
Материал, из которого сделана асана, и ее освящение — важны, потому что от этого может зависеть результат вашей практики; кроме того, для практик тех или иных божеств рекомендуются асаны из разных материалов. Относительно них есть рекомендации.
Камбаласана — изготовлена из шерстяной ткани, она дает сарвакамана-сиддхи, то есть реализацию всех устремлений. Это самая распространенная из всех асан.
Кушасана — сделанная из травы куша, или, говоря иначе, циновка. Согласно многим текстам, она благоприятна для обретения джняны и долголетия.
Решами-асана (из шелковой ткани) устраняет болезни.
Бхакамбарасана — асана из шкуры тигра. Она дарует практикующему освобождение (мокшу).
Симхасана — сделана из шкуры льва, дарует контроль чувств и хороша для практик раджа-йоги.
Мригасана — из шкуры оленя или антилопы, такая асана эффективна для акаршаны (способность притягивать к себе желаемое), моханы (способность очаровывать).
Хиранасана — из шкуры черного оленя, подходит для обретения мокши-мукти.
Кхакамбарасана или Бхабхути-асана — это место, которое высыпано пеплом. Такая асана благоприятна для практик в местах кремации и способствует достижению вайрагьи (отречения, оставления мирского).
Хастичармасана — сделанная из шкуры слона, хороша для садхан наказания (врагов).
Шавасана, мундарасана и т. п. Отдельно надо сказать об асанах, которые используют агхори или те, кто совершают их садханы. Эти практики овеяны ореолом необычности, массовую известность на Западе им принесли книги Роберта Свободы. Но фактически никто на Западе не знает прикладных методов и сути данных практик. Так, например, в качестве асаны в местах кремации йогины используют труп недавно умершего или же черепа людей, животных или птиц.
Зачем в практиках агхоры это применяют? Мой Гуруджи объяснял это следующим образом — каждое общество обладает определенной силой: вайшью — силой коммерции, брахманы — знаниями и т. д. Так, тантрик, приглашая женщину из определенной варны и призывая в нее Богиню, получает силу ее варны, т. е. варны той женщины, через которую проявляется Богиня. Несколько похожим образом обстоит ситуация с асанами из костей разных существ: эти кости сохраняют информацию о развитии и опыте тех или иных существ, и когда агхори в качестве асаны использует, например, черепа брахманов, он получает знания, свойственные брахманам, разархивируя информацию.
Несмотря на то что брахманы уже оставили тело, и только одна из их жизней завершена, всё же останки хранят связь с полнотой опыта существа на тонком плане. Агхори, совершая свои ритуалы, способны раскрывать огромные пласты информации. Некоторые агхори, в конечном счете, даже становятся способными управлять программами своего тела на генетическом уровне. Однако многие их знания находятся за пределами большинства наших ограниченных представлений о мире, природе, человеке и его возможностях.
Далее будут перечислены запрещенные асаны, или же приносящие несчастья, согласно «Мантра-йога самхите»: использование земли как асаны приносит боль; использование деревянной асаны обрекает на неудачу; использование асаны, изготовленной из бамбука, приводит к нищете; использование каменной асаны приносит страдания от болезней; использование соломенной асаны ведет к потере славы; использование асаны, изготовленной из разной листвы, приводит к безумию; а использование асаны, изготовленной из ткани, ведет к неудаче при осуществлении джапы, дхьяны и тапы. Поэтому асаны из этих материалов запрещены.
Домохозяева, не имея инициации от Гуру, никогда не должны сидеть на асане из шкуры льва, тигра и шкуры черного оленя. Домохозяин может сидеть на подобной асане только с позволения своего Гуру, тогда как целомудренный практик может сидеть на подобной асане без каких-либо ограничений.
Суть в том, что когда вы, например, практикуете мантру, сидя на каком-то материале, земля не поглощает накапливаемую вами энергию, но асана, на которой вы сидите, обратно вам ее «отражает», поэтому и говорят, что асана должна быть не слишком мягкой, но и не совсем жесткой. Во время практики, наработав определенную силу, практикующий должен «забрать» ее обратно в свою энергосистему. Разные Гуру в Индии дают разные советы: по завершении практики одни рекомендуют коснуться асаны правой ладонью, а затем головы и / или сердца. Считается, что головная и сердечная чакры наиболее восприимчивы.
Йоги Шри Матсьендранатх, «Адеш» № 9
P.S.
Если кто-то думает, что в буддизме ничего этого нет, то он жестоко ошибается)). Все подобные знания присутствуют. Но это, повторюсь, касается в большей части тех, кто занимается длительной практикой мантры (пурашчарана) с определённой целью — начитать некое количество мантр, исходя из требований в наставлениях по садхане; провести за начитыванем строго определённое время; непременно получить знаки реализации практики или достичь сиддхи. Например, наставления по качествам асаны есть в многотомном труде «Горная дхарма» (Ри чой) Карма Рага Аси. Там же говорится и о мерах по сохранению энергии от каждой сессии практики, дабы эта сила не была не осознаваема и в результате похищена различными существами. Также вы можете в различных наставлениях по проведению ретрита найти сведения об очищении и освящении места практики.
Источник:
Нешёлковый Путь