Духовные учителя, гуру и прочие наставники зовут нас в путь. Кто в рай, кто в нирвану, кто в землю обетованную. Всегда хотелось их спросить — зачем?
Что не так в этой жизни, что надо куда-то идти, чего-то делать, как-то меняться? Ведь все хорошо — есть работа, какие-то деньги, семья, разные технические новинки… Или не все хорошо — нет работы, нет денег, нет игрушек всяких современных… Но… не так уже все и плохо, а если все прям плохо, то… Значит надо терпеть, мучаться, но терпеть, стиснув зубы, влачить существование от утра к вечеру, затем идти спать и обретать некоторый покой в забвении. В любом случае, не все так уж серьезно, чтобы что-то менять в себе.
В крайнем случае — помолимся или сходим в церковь — попросим, чтобы само все прошло. Или нет?
Не проходит? Тогда надо отвлекаться — интернетом, работой, путешествиями, заботой о бездомных, кошках или псах, лыжами или велосипедом, вечеринками или чем-то более серьезным — алкоголем и другими наркотиками… Можно жить оценивая других, осуждая и… Тешить себя иллюзией, что вот они, там, такие-сякие, мы же еще ничего, еще нормально.
Но… в глубине души мы знаем — что-то не так. Мы прячем и подавляем это знание, а оно никуда не уходит, остается с нами, время от времени аккуратно, но настойчиво постукивая по плечу, напоминая о себе. Иногда все действительно неплохо. Можем встретить прекрасного человека, получить хорошую работу, купить новую машину, посмотреть отличное кино, выиграть в лотерею, сесть на диету или заняться каким спортом и нам становится полегче, мы даже начинаем думать — вот! наконец! теперь все будет хорошо, я буду счастлив.
Спустя некоторое время эйфория уходит, новизна перемен тускнет, и на пороге появляется наш старый знакомый — недовольство. И снова все серо, привычно, скучно, не так — обычная унылая реальность повседневных забот.
Мы думаем, что что-то с нами не так. Кто-то идет к специалистам, говорит об этих странных состояниях. Кому-то прописывают лекарства. Травы или таблетки. Что-то для сна, что-то для пробуждения. Учимся быть позитивными и улыбаться несмотря ни на что. Создаем вселенную «вот если». Вот если куплю дом… Вот если устроюсь на эту работу… Если заключу эту сделку… Если куплю эту машину… Если напишу эту книгу… Вот если уеду на острова… Вот если похудею… Вот если бы меня любили… И нам постоянно мало того, что есть. Нам нужно больше. И мы строим целую культуру для поддержания общей иллюзии, что все в порядке, индустрию отвлечений от самих себя, от тихого голоса внутри, робко говорящего нам — нет, не все в порядке. Ибо не работает отвлечение.
Мы же хотим достичь некой точки, после которой нам больше ничего не нужно будет достигать. Мы хотим быть уверенными. Знать наверняка. Быть спокойны.
А жизнь… она не стабильна. Она постоянно меняется. Бьет ключом. Ее не остановить, не вписать в четкие и понятные рамки.
Будда вот рассказывал, что жизнь — страдание. С чего это вдруг? Как-то очень пессимистично. Разве нет моментов счастья в жизни? Ну были же — разве нет? Однако если посмотреть в них внимательно, вспомнить как это было на самом деле… У каждого «счастливого» момента есть теневая сторона. Мы чувствуем ее. Мы хотим ее спрятать, закрыть. Именно поэтому мы запоминаем эти моменты, фотографируем или снимаем на видео, а потом рассказываем, пробуем снова пережить, стараясь сделать так, чтобы эти моменты продолжались, чтобы они, правильно, не заканчивались.
Похоже, что в этом самая суть проблемы — все заканчивается.
В чем счастье? Если отталкиваться от общего опыта, то выходит, что счастье в возможности иметь все, что мы хотим, ну может немного больше, и в возможности полного контроля за происходящим.
Необходимость контроля — очень важная составляющая потенциального счастья. Контроль за окружающим миром, людьми, обстоятельствами просто необходим. Что-бы все было по нашему. Как мы того хотим. Вели себя правильно. Говорили правильно. Поступали правильно. Как правильно — определяем мы на основе собственных убеждений. Правильно, это когда меня не беспокоит происходящее. Когда мир стабилен и не меняется. Контроль невозможен. Мы знаем это. Боремся с этим. Страдаем от борьбы за стабильность. Строим пирамиды, небоскребы, устраиваем стабилизационные фонды, совершаем множество действий.
Только все они направлены во вне. Туда, где все зыбко. Где нет подлинной стабильности, ибо любой материал подвержен разрушению. «Omnia transeunt» — помните?
Я переехал в Калифорнию в надежде, что старая мечта о земле обетованной реализуется, и я обрету покой в душе. А как иначе? Америка, Лос Анджелес, страна солнца, золотых закатов, прохладного океана, сладких сказок о легкой и беззаботной жизни. И первое время все так и было — все было новое, удивительное, восхитительное. Быт стал прокрадываться незаметно, капля за каплей, тихо, но упорно растачивая камни былых представлений. Я помню тот день, когда я шел домой по проспекту, светило нежное зимнее солнце, и был день — суббота, шел после тренировки в новеньком и чистом спортзале, и дома — все хорошо, ждет любимая жена, есть отличная еда, есть стабильность и уверенность, и все о чем только можно мечтать, как вдруг, совершенно неожиданно для меня, словно выскочив из-за угла, вернулось старое доброе чувство — чего-то не хватает… Стыдное — как так можно?! Обескураживающее — чего же еще желать?! Пугающее — если это не радует, то что-то явно со мной не так. Я — или плохой, или поражен какой-то страшной и неправильной болезнью. Я испугался.
Я стал искать ответ — что же не так.
Надо признаться, что ответ я знал. Просто не хотел его признавать. Знание накладывает большую ответственность. Ответственность за правильный поиск. Поиск не снаружи, а внутри.
Ответ в том, что стабильность и покой надо искать внутри.
Я — человек, я ощущаю то, что ощущают многие люди вокруг меня. Беспокойство и тревогу, неуверенность и неудовлетворенность. И это нормальные чувства — без них никак не понять, что надо что-то менять, что-то делать, как-то действовать. Эти чувства — маркеры, маяки, которые говорят — путь не закончен, продолжай движение.
И вот, когда испробованы разные, возможно практически все внешние способы решений внутренних проблем, приходит поначалу абсолютно дикая мысль — может внутреннее надо исправлять внутренним? Но как?
Оказалось, что средство есть. Оно простое и давно известное.
Это медитация.
Цель медитации — личностная трансформация. Тот, кто начинает медитацию, и тот, кто ее заканчивает, не идентичные личности. Случается перемена. Медитация меняет сознание и характер с помощью процесса обострения чувствования, усиления осознанности относительно мыслей, слов, поступков. Сопротивление событиям внешнего мира снижается, эго отступает на второй план, ум успокаивается, приходит в состояние равновесия. И жизнь… Она становится… Мягче. Вещи четко сладываются по местам, а относительно жизни… борьба уходит, появляется ощущение скольжения по ней. И все это происходит благодаря внимательности к жизни, развиваемой медитацией.
Я начинаю день с медитации. Для меня это часть утренних процедур. Медитация — полчаса гигиены и гимнастики ума. Надо очищать не только тело, но и сознание. Надо развивать не только тело с помощью тренажеров, но и разум с помощью медитации.
Покой приносит свободу от тревог и рассеяности, дает возможность более адекватно реагировать на приходящие события. Разум становится более острым, умение концентрироваться развивается, а понимание принципов работы внутренних механизмов сознания углубляется.
Еще один побочный продукт практики — развитие интуиции. Становится легче видеть истинную природу вещей, без предубеждений и иллюзий.
В процессе медитации часто приходят разные замечаетельные идеи, рождаются правильные решения, новые перспективы открываются.
Заманчиво? Еще бы.
Все что нужно — сесть.
Закрыть глаза.
Начать практику.
Проверить все самостоятельно.
Источник:
www.kaliforniarepublic.com