а не просто увеличение общего объема знаний.
Инаят Хан Хидаят
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания. Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Так, недавно в интернете появилась гениальная, на мой взгляд, аудиокнига «Практика повышения уровня сознания» (была записана по книге «Гипсосознание», автора Дарио Саласа Соммэра, псевдоним Джон Бейнс), в которой рассказывается о сущности «Я» человека, сознании и его возможных уровнях.
Обращает на себя внимание то, что хотя она была написана около сорока лет назад, ее содержание абсолютно современно, а раскрываемая тема развития сознания становится с каждым годом все более и более актуальной. По всей видимости в этом нет ничего удивительного, поскольку несмотря на огромные достижения науки и техники, сам человек не претерпел никаких существенных изменений. Наш мозг работает в принципе точно так же, как и тысячи лет назад, а наши действия по-прежнему определяются теми же самыми ментальными проблемами, страстями и заботами.
В этой книге рассматривается проблема наличия у человека серьезных нарушений, связанных с его неспособностью полноценно использовать возможности своего интеллекта, и обращается пристальное внимание на то, что в современном обществе человеку присущи неудовлетворенность, тревога и дезориентация, что «люди спят на ходу» и большинство из нас живет фактически в состоянии сна, причем речь идет не о художественном преувеличении.
Основной причиной этих проблем автор книги называет катастрофично низкий уровень Сознания у современных людей, обращая при этом особое внимание на состояние низкого уровня пробуждённости, т.е. неразвитую способность человека находиться в «настоящем моменте» — состоянии, позволяющем усваивать ежедневный опыт и извлекать так называемую квинтэссенцию из переживаемых событий.
Анализируя это явление, Дарио Салас дает развернутые и понятные объяснения, почему обычное состояние бодрствования человека, которое воспринимается людьми не как сон, является всего лишь «физиологическим состоянием, которое на первый взгляд характеризуется отсутствием явлений, присущих сну», т.е. кажущимся бодрствованием, и что представляет собой другое, «истинное состояние бодрствования (пробужденность), незаметное внешне и связанное с мозговой активностью». Он очень убедительно обосновывает тот факт, что мы в действительности никогда до конца не просыпаемся и делает акцент на том, что наше обычное состояние бодрствования характеризуется довольно низким уровнем сознания, а при такой ситуации правильным будет считать себя пробужденными только лишь по отношению к глубокому сну, при котором сознание практически отсутствует.
Из этого следует, что в большинстве ситуаций наше бодрствование иллюзорно. Необходимо понять, что когда, например Вы «проснулись» утром, открыли глаза, встали с кровати и стали делать какие-то дела, то Вы при этом пробудились скорее всего далеко не полностью и фактически продолжаете спать на ходу. А чтобы по-настоящему полностью проснуться необходимо достичь четкого осознания себя в настоящем моменте и всего того, что с Вами в этот момент происходит. Такое состояние характеризуется высоким уровнем сознания, и именно оно и позволяет достичь настоящего самоконтроля, отсутствие которого многое объясняет в поведении и мышлении людей.
Дарио Салас пишет: «Характерной чертой современного человечества является отсутствие самоконтроля в самом широком значении этого слова. Это означает неспособность заставить свою машину под названием „человек“, а особенно мозг работать должным образом, и это также означает, что люди не в состоянии в полной мере использовать имеющиеся у них умственные способности, им трудно поддерживать на должном уровне свое физическое и ментальное здоровье. Затуманенный ум стал их нормальным состоянием…»
Наблюдение точное и имеющее глубокое значение. Еще Конфуций говорил, что «мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног». Почему же тогда, не смотря на важность этой задачи, практически никем и ничего для ее выполнения не делается? Возможно потому, что никто, кроме самого человека в этом и не заинтересован, ведь несознательным человеком так легко манипулировать.
Раскрывая эту тему, Дарио Салас говорит, что «Все вокруг будто специально устроено так, чтобы не дать человеку достичь более высокого уровня сознания. Пресса, кино, телевидение, радио, назойливая реклама, витрины, политические и религиозные доктрины — все это похоже на хорошо организованный заговор, цель которого — поддерживать состояние гипнотического сна. Яркие краски, блеск металла, неоновые вывески, причудливые архитектурные формы, бесконечная вереница визуальных образов удерживают в плену разум человека. Механизм гипноза, однако, зарождается в психической сфере человека, в основном в его воображении. Поэтому интеллектуал или ученый, погруженный в сложнейшие размышления, находится в таком же или даже большем гипнотическом состоянии, что и телеманьяк. Калейдоскоп картин нашего воображения держит нас в „завораживающем“ плену искусственного царства с его бесконечной чередой образов. Стимулы могут быть как внешними, так и внутренними. Поэтому, если мы захотим избавиться от гипноза, отказ от цивилизации нам не поможет, поскольку нас гипнотизируют и наши собственные мысли.»
Очевидно, что в такой ситуации уровень осознанной жизни людей и их понимания происходящего достаточно низок, а в конечном итоге именно это и определяет качество жизни. Технический прогресс безусловно существует, современная техника во многом облегчает нам жизнь, делая ее более комфортной, но ирония в том, что именно технический прогресс, с его многообразием внешних стимулов и созданием всевозможных условий для ментальной лени, делает задачу пробуждения и развития своего сознания все сложнее и сложнее.
Учитывая драматизм ситуации, решение изменить систему образования и обучать каждого человека быть сознательным прямо с детства, вероятно было бы очень своевременным. Но ведь чтобы обучать сознательности учителя сами должны обладать этими знаниями, их пониманием и соответствующим практическим опытом. Где же взять таких учителей? И в школах, и в институтах сегодня учат скорее просто запоминать и интеллектуально оперировать информацией, а как же быть с такими способностями, как мыслить, осознавать, постигать истинное значение и учиться принимать собственные решения, на основе глубокого анализа?
Эта проблема конечно была и раньше, на это в свое время обращал внимание Фридрих Ницше, который говорил, что «Обычная форма знания — знание без сознания», Иммануил Кант утверждал, что «Не мыслям надо учить, а мыслить», но за последние десятилетия ситуация, в особенности для подрастающего поколения, серьезно ухудшилась и в своей книге Дарио Салас также акцентирует на этом внимание:
«Пресса, литература, кино и телевидение пропагандируют насилие, патологическую сентиментальность, фатализм и отсутствие всяких ценностей. Псевдоидолы, такие, как деньги, секс и сила мускулов, атакуют сознание людей с самого раннего возраста, создавая у них ложную шкалу ценностей…
…Дезориентация особенно характерна для молодежи, еще не знающей мира, в котором живет, и не имеющей должной подготовки. Молодым людям приходится обучаться и накапливать знания, не научившись сначала думать и принимать решения, выносить оценки. Они вынуждены подчиняться моделям, которые общество и культура навязывают им всеми возможными средствами. Бунтарство молодых абсолютно естественно, это попытка не дать проглотить себя, не принимать навязываемые готовые нормы и идеи, а выработать собственный стиль жизни.
Хотя нервное напряжение, тревога и неуверенность в себе существовали и в прежние времена, но никогда водоворот жизни не был таким стремительным, как сегодня, и человек никогда не подвергался такому давлению со всех сторон».
В такой ситуации любому будет полезно остановиться, понаблюдать и прислушаться к себе и к тому, что происходит вокруг. Но современный человек похоже разучился это делать, он больше похож на запрограммированного биологического робота, в голове которого стоит гул от бесконечного потока информации, повседневных мыслей и забот. Поэтому значимость повышения уровня сознания и нахождения в настоящем моменте, как способа не плыть бездумно по течению, а противостоять дезориентации, стрессу и информационному давлению, сложно переоценить. Тем более, если принять во внимание, что высокий уровень сознания всегда является синонимом расслабления, спокойствия, ментальной ясности, самоопределения, увеличения количества энергии и обретения высшего разума.
Главное понять, что когда Вы не находитесь в настоящем моменте, не осознаете себя, Вы и не существуете, поскольку ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — ЭТО НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, а человек живет в настоящем моменте времени только тогда, когда действительно пробужден. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ — означает реально осознавать себя как индивидуальность. Вопрос Гамлета «быть или не быть» в этом смысле несет в себе неожиданно глубокое психологическое и философское содержание, фактически он означает выбор между «БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ» или «НЕ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ»; быть зрелым человеком, живущим своим умом, или ребенком, цепляющимся за «маму-общество».
Что же делать, если хочется вырваться за рамки сна наяву? Тем, кто видит в этом практический смысл и заинтересован в реальном пробуждении, можно предложить для начала обратить внимание на несколько простых и эффективных упражнений, которые описаны в книге «Гипсосознание».
Азаров В.И.