Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

В нашей жизни есть иная цель — поднятие уровня сознания,
а не просто увеличение общего объема знаний.

Инаят Хан Хидаят

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания. Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Так, недавно в интернете появилась гениальная, на мой взгляд, аудиокнига «Практика повышения уровня сознания» (была записана по книге «Гипсосознание», автора Дарио Саласа Соммэра, псевдоним Джон Бейнс), в которой рассказывается о сущности «Я» человека, сознании и его возможных уровнях.

Обращает на себя внимание то, что хотя она была написана около сорока лет назад, ее содержание абсолютно современно, а раскрываемая тема развития сознания становится с каждым годом все более и более актуальной. По всей видимости в этом нет ничего удивительного, поскольку несмотря на огромные достижения науки и техники, сам человек не претерпел никаких существенных изменений. Наш мозг работает в принципе точно так же, как и тысячи лет назад, а наши действия по-прежнему определяются теми же самыми ментальными проблемами, страстями и заботами.

В этой книге рассматривается проблема наличия у человека серьезных нарушений, связанных с его неспособностью полноценно использовать возможности своего интеллекта, и обращается пристальное внимание на то, что в современном обществе человеку присущи неудовлетворенность, тревога и дезориентация, что «люди спят на ходу» и большинство из нас живет фактически в состоянии сна, причем речь идет не о художественном преувеличении.

Основной причиной этих проблем автор книги называет катастрофично низкий уровень Сознания у современных людей, обращая при этом особое внимание на состояние низкого уровня пробуждённости, т.е. неразвитую способность человека находиться в «настоящем моменте» — состоянии, позволяющем усваивать ежедневный опыт и извлекать так называемую квинтэссенцию из переживаемых событий.

Анализируя это явление, Дарио Салас дает развернутые и понятные объяснения, почему обычное состояние бодрствования человека, которое воспринимается людьми не как сон, является всего лишь «физиологическим состоянием, которое на первый взгляд характеризуется отсутствием явлений, присущих сну», т.е. кажущимся бодрствова­нием, и что представляет собой другое, «истинное состояние бодрствования (пробужденность), незамет­ное внешне и связанное с мозговой активностью». Он очень убедительно обосновывает тот факт, что мы в действительности никогда до конца не просыпаемся и делает акцент на том, что наше обычное состояние бодрствования характеризуется довольно низким уровнем сознания, а при такой ситуации правильным будет считать себя пробужденными только лишь по отношению к глубокому сну, при котором сознание практически отсутствует.

Из этого следует, что в большинстве ситуаций наше бодрствование иллюзорно. Необходимо понять, что когда, например Вы «проснулись» утром, открыли глаза, встали с кровати и стали делать какие-то дела, то Вы при этом пробудились скорее всего далеко не полностью и фактически продолжаете спать на ходу. А чтобы по-настоящему полностью проснуться необходимо достичь четкого осознания себя в настоящем моменте и всего того, что с Вами в этот момент происходит. Такое состояние характеризуется высоким уровнем сознания, и именно оно и позволяет достичь настоящего самоконтроля, отсутствие которого многое объясняет в поведении и мышлении людей.

Дарио Салас пишет: «Характерной чертой современного человечества является отсут­ствие самоконтроля в самом широком значении этого слова. Это оз­начает неспособность заставить свою машину под названием „чело­век“, а особенно мозг работать должным образом, и это также озна­чает, что люди не в состоянии в полной мере использовать имеющиеся у них умственные способности, им трудно поддерживать на должном уровне свое физическое и ментальное здоровье. Затуманен­ный ум стал их нормальным состоянием…»

Наблюдение точное и имеющее глубокое значение. Еще Конфуций говорил, что «мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног». Почему же тогда, не смотря на важность этой задачи, практически никем и ничего для ее выполнения не делается? Возможно потому, что никто, кроме самого человека в этом и не заинтересован, ведь несознательным человеком так легко манипулировать.

Раскрывая эту тему, Дарио Салас говорит, что «Все вокруг будто специально устроено так, чтобы не дать челове­ку достичь более высокого уровня сознания. Пресса, кино, телевиде­ние, радио, назойливая реклама, витрины, политические и религиоз­ные доктрины — все это похоже на хорошо организованный заговор, цель которого — поддерживать состояние гипнотического сна. Яркие краски, блеск металла, неоновые вывески, причудливые архитектур­ные формы, бесконечная вереница визуальных образов удерживают в плену разум человека. Механизм гипноза, однако, зарождается в психической сфере человека, в основном в его воображении. Поэто­му интеллектуал или ученый, погруженный в сложнейшие размыш­ления, находится в таком же или даже большем гипнотическом со­стоянии, что и телеманьяк. Калейдоскоп картин нашего воображе­ния держит нас в „завораживающем“ плену искусственного царства с его бесконечной чередой образов. Стимулы могут быть как внеш­ними, так и внутренними. Поэтому, если мы захотим избавиться от гипноза, отказ от цивилизации нам не поможет, поскольку нас гип­нотизируют и наши собственные мысли.»

Очевидно, что в такой ситуации уровень осознанной жизни людей и их понимания происходящего достаточно низок, а в конечном итоге именно это и определяет качество жизни. Технический прогресс безусловно существует, современная техника во многом облегчает нам жизнь, делая ее более комфортной, но ирония в том, что именно технический прогресс, с его многообразием внешних стимулов и созданием всевозможных условий для ментальной лени, делает задачу пробуждения и развития своего сознания все сложнее и сложнее.

Учитывая драматизм ситуации, решение изменить систему образования и обучать каждого человека быть сознательным прямо с детства, вероятно было бы очень своевременным. Но ведь чтобы обучать сознательности учителя сами должны обладать этими знаниями, их пониманием и соответствующим практическим опытом. Где же взять таких учителей? И в школах, и в институтах сегодня учат скорее просто запоминать и интеллектуально оперировать информацией, а как же быть с такими способностями, как мыслить, осознавать, постигать истинное значение и учиться принимать собственные решения, на основе глубокого анализа?

Эта проблема конечно была и раньше, на это в свое время обращал внимание Фридрих Ницше, который говорил, что «Обычная форма знания — знание без сознания», Иммануил Кант утверждал, что «Не мыслям надо учить, а мыслить», но за последние десятилетия ситуация, в особенности для подрастающего поколения, серьезно ухудшилась и в своей книге Дарио Салас также акцентирует на этом внимание:

«Пресса, литература, кино и телевидение пропагандируют насилие, патологическую сентиментальность, фатализм и отсутствие всяких ценностей. Псевдоидолы, такие, как деньги, секс и сила мускулов, атакуют сознание людей с самого раннего возраста, создавая у них ложную шкалу ценностей…

…Дезориентация особенно характерна для молодежи, еще не знающей мира, в котором живет, и не имеющей должной подготов­ки. Молодым людям приходится обучаться и накапливать знания, не научившись сначала думать и принимать решения, выносить оценки. Они вынуждены подчиняться моделям, которые общество и культу­ра навязывают им всеми возможными средствами. Бунтарство моло­дых абсолютно естественно, это попытка не дать проглотить себя, не принимать навязываемые готовые нормы и идеи, а выработать собственный стиль жизни.

Хотя нервное напряжение, тревога и неуверенность в себе суще­ствовали и в прежние времена, но никогда водоворот жизни не был таким стремительным, как сегодня, и человек никогда не подвергал­ся такому давлению со всех сторон».

В такой ситуации любому будет полезно остановиться, понаблюдать и прислушаться к себе и к тому, что происходит вокруг. Но современный человек похоже разучился это делать, он больше похож на запрограммированного биологического робота, в голове которого стоит гул от бесконечного потока информации, повседневных мыслей и забот. Поэтому значимость повышения уровня сознания и нахождения в настоящем моменте, как способа не плыть бездумно по течению, а противостоять дезориентации, стрессу и информационному давлению, сложно переоценить. Тем более, если принять во внимание, что высокий уровень сознания всегда является синонимом расслабления, спокойствия, ментальной ясности, самоопределения, увеличения количества энергии и обретения высшего разума.

Главное понять, что когда Вы не находитесь в настоящем моменте, не осознаете себя, Вы и не существуете, поскольку ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — ЭТО НА­СТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, а человек живет в настоящем моменте времени только тогда, когда действительно пробужден. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ — означает реально осо­знавать себя как индивидуальность. Вопрос Гамлета «быть или не быть» в этом смысле несет в себе неожиданно глубокое психоло­гическое и философское содержание, фактически он означает выбор между «БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ» или «НЕ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ»; быть зрелым чело­веком, живущим своим умом, или ребенком, цепляющимся за «маму-общество».

Что же делать, если хочется вырваться за рамки сна наяву? Тем, кто видит в этом практический смысл и заинтересован в реальном пробуждении, можно предложить для начала обратить внимание на несколько простых и эффективных упражнений, которые описаны в книге «Гипсосознание».

Азаров В.И.

.